Формирование ответственности у детей

27 сентября 2019 года состоялось очередное занятие в рамках родительских встреч.
Тема: «Формирование ответственности у детей». Главным на занятии было показать родителям, как можно воспитать у детей ответственность через помощь в домашних делах, и как поддержать ребёнка в выполнении школьных заданий и поручений.

Ответственность – это волевое качество, оно связанно с морально-ценностной ориентацией личности. Уже пятилетний ребенок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, хотя еще не понимает сути. В 6-7 лет большая часть детей начинает судить о поступках с учётом намерения. Это очень важно, так как именно в этот период ребенок идет в школу, т.е. включается в учебную, коллективную деятельность. Поэтому очень важно усвоить социальные образы поведения на самых ранних этапах развития ребенка. Большая роль в дошкольном возрасте отводится игре. Знакомясь и исполняя правила различных игр, ребенок приобретает опыт социального взаимодействия. Так, играя с куклой, девочка проявляет к своему «ребёнку» заботу, внимание, доброту, ухаживает за ним, готовит для него, укладывает спать. Она радуется и испытывает удовольствие.
7 лет ребенок всецело подчиняется нормам и требованиям, приходящим «извне», от взрослых.
К 10 годам дети принимают во внимание мотивы неправильного поступка и условия. Ребенок может поставить себя на место других людей. Правила уже не священны. Возможны отступления от них и даже изменения. Правила устанавливаются на основе сотрудничества, кооперации со сверстниками и взрослыми.
В формировании ответственности большую роль играет эмоциональное взаимодействие с ребенком, постепенность нагрузки и неотвратимость выполнения поручения или задания.

На занятии участники поиграли в «домашние дела», обсудили вопрос о необходимости приучения детей к помощи дома и о возможных способах. Оживленную дискуссию вызвал вопрос «Вознаграждать ли ребенка материально?». Проговорили свои эмоции, возникающие при получении задания разным тоном (грубо, по-доброму), а также в случае вознаграждения (например, за шоколадку).
На занятии были даны советы по формированию ответственности. Желательно вместе с ребенком составлять список дел, вести календарь семейных мероприятий, учитывающий как каждого по отдельности члена семьи, так и общие совместные дела.
В родительской встрече приняло участие 5 семей.

Занятие провела специалист по социальной работе Юлия Владимировна Саенко.