«Направляемый диалог»

12 декабря 2019 года в отделении реабилитации и абилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями  завершился первый курс занятий (14 встреч) по программе формирования безопасных детско-родительских отношений «Направляемый диалог». Программа стартовала 19 сентября этого года, в ней приняло участие 5 семей с детьми раннего возраста. Все семьи-участники программы-получатели услуг Службы ранней помощи ГБУ СО «Областной Центр семьи».

Программа формирования безопасных детско-родительских отношений была разработана на основе  адаптированной специалистами  НОУДПО «Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства» международной программы «Направляемый диалог».  Программу начали разрабатывать в Осло в 1985 году; В 1993 году программа была принята ВОЗ. С тех пор программа «Направляемый диалог» была адаптирована и проведена в 30 странах мира: от Индонезии до Латинской Америки, от Южной Африки до Скандинавии и России.

Особенность занятий по данной программе в том, что занятия проводятся как для родителей, так и для детей одновременно в разных группах. Затем они объединяются для совместной игры или продуктивной деятельности, что  очень важно для формирования и развития детско-родительских отношений.  Для обучения родителей используются видеозаписи их взаимодействия с ребенком. Программа включает в себя следующие направления :

  1. Концепция воспитателя ребенка: для того, чтобы способствовать развитию ребенка важно развивать и учить близких взрослых ребенка (родители, специалисты, учителя, друзья). Позитивное взаимодействие и стабильные отношения между родителями и детьми являются ключом к благополучному развитию ребенка. Это сформулировано в трех диалогах (темах для обсуждения на группе с родителями).
  2. Эмоциональное выразительное взаимодействие между воспитателем и ребенком приводит к безопасному фундаменту отношений. На это направлена серия упражнений на развитие чувствительности взрослых. Участники программы «Направляемый диалог» учатся близкой, более интимной заботе о детях, которая основана на чувствительности, любви, теплоте, понимании и анализе поведения и высказываний ребенка.
  3. Помощь ребенку в понимании мира через обогащение диалога между взрослым и ребенком, а также расширение опыта ребенка в его естественной среде. Для того чтобы ребенок гармонично рос и развивался, он или она нуждается в постоянной поддержке близких взрослых, которые, посредством теплого, близкого, непрерывного и безопасного общения, помогают ребенку в освоении новых знаний и правил, создают «развивающие» ситуации в обычной домашней обстановке, откликаются на потребности и нужды ребенка, объясняют ребенку происходящее, служат надежным проводником между ребенком и окружающим миром.
  4. Оказание помощи ребенку в регулировании своих действий и установления границ. Это важный ресурс, который необходим ребенку для того, чтобы справиться с новой информацией о мире и адаптироваться к его постоянным изменениям. Умение планировать шаг за шагом, предполагать последствия, развивать самообладание – это качества, которые необходимы для успешного функционирования в обществе.

Занятия с родителями вела заведующая отделением РиА- Телишева  Лиляна Владимировна, с детьми- специалисты  ОРиА: Марковская Юлия Владимировна, Дейникина Серафима Александровна, Жуковская Татьяна Геннадьевна. Ответственная за фото- и видеосъемку -Петеренко Екатерина Михайловна.