Реализация программы дополнительного образования «Моя малая Родина»

С сентября 2019 года в Службе социальной реабилитации несовершеннолетних воспитатель Пилипенко Г.Н. проводит занятия с воспитанниками по программе «Моя малая Родина».

Лейтмотивом этой программы стали слова академика Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Цель программы – формирование личности ребенка, знающего и бережно относящегося к прошлому и настоящему своей малой родины; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней. Программа рассчитана на 15 занятий и возраст ее участников 5-7 лет, в течение учебного года с воспитанниками проводятся  3 цикла по 15 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Сложившаяся практика работы по программам дополнительного образования позволяет на каждом занятии включить в работу детей разных возрастов, находящихся на данный момент в Службе, подбирая материал и задания в зависимости от возраста и возможностей каждого ребенка. 

В программе сочетаются такие направления как, изучение истории Псковщины («История Пскова», «Как жили древние псковичи», Псков – защитник Руси», «Псков войною опаленный») и ее географических особенностей («Псков на карте моей Родины», «Что дает Псков стране»);  изучение ее растительного и животного мира («Красная книга Псковщины»); знакомство со знаменитыми псковичами («Знаменитые псковичи»); с улицами города, названными именами героев («Улицы города рассказывают») и многое другое.

В процессе занятий воспитатель Пилипенко Г.Н. реализует комплексный подход, на каждом занятии использует различные виды деятельности: беседы, рассказы, экскурсии (включая заочные, видео экскурсии), просмотр и обсуждение видеофильмов и видеосюжетов, работа с наглядными пособиями, игры, викторины и т.п.; различные методы работы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский).

         Занятие 18.05.2020, например, было посвящено изучению животных, занесенных в Красную книгу Псковщины. На занятии воспитанники узнали о таких животных, как  рысь, еж, веретеница и дикая норка, занесенных в Красную книгу нашей области, просмотрели видеофильм о рыси и ее повадках, выполнили раскраску рисунков рыси, ежа, норки, ответили на вопросы воспитателя, поделились своими впечатлениями о проведенном занятии и получили домашнее задание – сделать ежа из бумажных модулей.

М.В. Бельгесова, заведующая Службой социальной реабилитации несовершеннолетних