«Азбука нравственности»

Программа дополнительного образования «Азбука нравственности», реализуемая воспитателем Службы социальной реабилитации несовершеннолетних Никитиной Н.И., посвящена одному из важных направлений воспитательной работы – духовно-нравственному воспитанию. Целью программы является формирование у воспитанников младшего школьного возраста 7-11 лет первоначальных представлений о правилах поведения в социуме, а также создание условий для формирования основ нравственного поведения и моральных ценностей.

 Программа состоит из 4-х разделов: культура общения; речевая культура; культура внешнего вида; культура поведения. В каждом разделе по 4 занятия, всего 16 занятий, программа реализуется в течение 3-х месяцев, в течение учебного года проводится 2 цикла занятий.

В процессе реализации программы воспитатель использует разнообразные формы проведения занятий: беседы, ролевые и деловые игры, практические занятия, конкурсы. Методы проведения занятий при этом также разнообразны: словесные (беседа, объяснения, рассказ); наглядные (видеосюжеты, презентации, картины, таблицы, иллюстрации); практические (упражнения, игры).

Применение разнообразных форм и методов проведения занятий, использование интерактивных технологий позволяет поддерживать интерес и активность воспитанников в течение всего периода проведения занятий.

Так, например, на занятии «Слово и жесты» ребята учились говорить слова благодарности, быть доброжелательными, учились пожимать друг другу руки в знак приветствия. На практическом занятии «Мойдодыр» воспитанники изучали правила гигиены, на занятии, посвященном культуре поведения в автотранспорте, ребята учились не нарушать границы другого человека в тесноте. Раздел программы «Культура внешнего вида» вызвал у воспитанников особый интерес, ведь пришлось плести косички, делать прически, используя всю свою творческую фантазию, а на занятии об одежде состоялся костюмированный парад.

Обучение правилам поведения в социуме дает возможность формировать у воспитанников такие  нравственные понятия как доброта, отзывчивость, вежливость, честность, а они, в свою очередь, способствуют их нравственному и духовному развитию.  

М.В. Бельгесова, заведующая службой социальной реабилитации несовершеннолетних