Психологическая травма определяется как «необычное событие», способное вызвать психологический стресс и сопровождающееся чувствами страха, ужаса, беспомощности. Ребенок или взрослый может получить травму при утрате, потере, смерти близкого человека.
Событие считается травмой, если:
- Контроль над ситуацией невозможен
- В той или иной (скрытой или явной) форме присутствует конфронтация (столкновение) со смертью
- Произошло внезапно
- Отсутствует опыт переживания чего-либо подобного
- Длится достаточно долго или повторяется часто, чтобы испытать чувства ужаса, беспомощности, отчаяния
Стадии переживания утраты
Модель Э. Кюблер-Росс:
- Стадия шока и отрицания
- Стадия гнева и обиды
- Стадия вины и навязчивостей (торг)
- Стадия страдания и депрессии
- Стадия принятия и реорганизации
I. Стадия шока и отрицания
- Известие о смерти близкого человека — оглушает, вызывает шок
- В состоянии шока человек теряет связь с реальностью
- Чувства исчезают и приходит «равнодушие» – это адаптивная функция от непереносимой душевной боли
- Речь замедляется, мимика застывает
- Нереальность происходящего, ожидание встречи с умершим
В среднем длится от 9 до 12 дней.
У детей:
- Дискомфорт
- Отрицание утраты, необратимости и ее значимости
- Страх
II. Стадия гнева и обиды
- Наступает факт признания утраты
- Возникновение массы вопросов «почему», они направлены на тех, кто не «все» сделал, чтобы этого не произошло
- Появление обиды и гнева, обвинений и злости
Длится до 7 недель.
У детей:
- Гнев на покинувшего родителя, весь мир, бога
- Гнев как вина, горевание
III. Стадия вины и навязчивости
- Горюющий терзает себя многочисленными «если бы»
- Работа горя начала свою деятельность — принятие утраты, идет борьба с отрицанием случившегося
- Неадекватное понимание ситуации, мучают угрызения совести
- Чувство вины
- Идеализация умершего
Длится примерно до полугода.
У детей:
- Сделка
- «Я буду что-то делать и мама (папа…..) вернется»
IV. Стадия страдания и депрессии
- Сильные душевные боли волнообразного характера
- Страдание сопровождается плачем
- Процесс переживания почти всегда несет элементы депрессии
- Страдание как свидетельство любви и преданности умершему
Длится до 1 года.
У детей:
- Ночные кошмары
- Еда (анорексия, булимия)
- Вес ребенка
V. Стадия принятия и реорганизации
- Эмоциональное принятие потери
- Восстановление интереса к жизни, реорганизация жизненных планов
- Печаль – сменяет светлая грусть, в душе остается благодарность , что Ты был со мной
Длительность до 2 лет.
У детей:
- Ориентация на потребности
- Восстановление
- Светлая печать
Симптомы психотравмы у детей и подростков
- Истерики
- Цепляние за родителей и / или лиц, осуществляющих уход
- Разыгрывание частей травмирующего события во время игры
- Возвращение к сосанию пальца или ночному недержанию мочи
- Ночные кошмары и проблемы со сном
- Булимия/анорексия
- Развитие необычных страхов
- Проблемы в школе
- Потеря интереса к ранее доставлявшим удовольствие занятиям
- Употребление запрещенных наркотиков или алкоголя, ранние половые связи
Основные направления работы психолога с детьми
- Нормализация повседневной жизни
Стабилизация
Формирование поддерживающего окружения
Говорим правду
Включаем в процесс похорон (с 4-х лет)
2. Отработка травматического опыта и помощь в преодолении когнитивных и эмоциональных искажений и обусловленных ими поведенческих нарушений
Психологические симптомы у взрослых
Ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими. Утрата теплоты в отношениях с другими.
Уход от всех контактов с близкими и друзьями.
Их поведение может казаться странным – как они могут улыбаться, разговаривать, и др.
Поглощенность образом умершего.
Чувство вины (я не все сделал для умершего, что мог, я был невнимателен к нему при жизни).
Тенденция разговаривать с раздражением и злостью.
Утрата моделей поведения.
Неспособность начинать и поддерживать организационную деятельность. Нежелание чем – либо заниматься.
Отсутствие интереса к любимым занятиям.