В жизни каждого человека может произойти особая жизненная ситуация, в результате которой у него может сформироваться психоэмоциональная травма. К таким ситуациям можно отнести чрезвычайные ситуации (пожар, наводнение, эпидемия, террористическая угроза, авиа- или автокатастрофа); утрату (смерть) близкого родного человека (для ребенка — родителя); жестокое обращение, насилие и возвращение из зон боевых действий.
Чрезвыча́йная ситуа́ция (ЧС) — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Чрезвычайные ситуации подразделяют на следующие виды:
- Природные: сильные морозы, град, сели, ураганы, цунами, и т.д.
- Техногенные: взрыв, авария, пожар. Спровоцированы деятельностью человека.
- Экологические связаны с изменением биосферы (опустынивание, заболачивание).
- Биологические: эпидемия, эпизоотия.
- Социальные: наркомания, алкоголизм, терроризм.
Люди, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях, как правило, испытывают острое стрессовое расстройство. Это расстройство значительной тяжести, которое возникает у исходно психически здоровых лиц в ответ на исключительный физический и психологический стресс и проходит обычно в течение нескольких часов или дней.
Алгоритм помощи в чрезвычайных ситуациях начинается с работы экстренной службы 112, в состав которой входят следующие подразделения:
- пожарная охрана;
- реагирования в чрезвычайных ситуациях;
- полиция;
- скорая медицинская помощь;
- аварийная служба газовой сети;
- «Антитеррор».
Основные задачи этой службы — обеспечение безопасного пространства и необходимой первой помощи, передача информации о причиненном ущербе. После получения первичной помощи пострадавших размещают в пункте временного пребывания, организуют и предоставляют экстренную психологическую помощь (очно или по телефону доверия), которая информирует людей о дальнейшем разрешении возникших проблем и способах саморегуляции. На этом этапе задача экстренной психологической помощи — стабилизация эмоционального состояния участника или свидетеля ЧС. Далее пострадавшему сообщают о конкретных видах помощи в учреждениях здравоохранения и социальных служб, порядке обращения, возможностях и способах её получения.
Сильное переживание при остром стрессовом расстройстве может запустить механизм формирования психоэмоциональной травмы у пострадавшего или свидетеля ЧС. Риск развития расстройства возрастает при физическом истощении или наличии органических факторов (в частности, у пожилых людей и у детей).
Наличие стойких тревожных и депрессивных проявлений в течение месяца после острой реакции на стресс, как правило, с высокой вероятностью свидетельствует о скором формировании Посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), которое определяется как «отсроченный или затянувшийся» ответ на стрессовое событие.
Основными признаками ПТСР являются: тревожно — фобические состояния; постоянные погружения в события прошлого; навязчивые воспоминания; нарушения памяти и расстройства сна; апатия, нежелание жить; ощущение напряжения и тревоги; асоциальное поведение; любые признаки истощения ЦНС; притупление эмоций; сужение сознания; отсутствие удовольствий, радости жизни; социальная отчужденность.
Если пострадавший или родители пострадавшего ребенка по прошествии нескольких недель наблюдают или осознают выше перечисленные признаки и изменения в мировосприятии, эмоциональном и физическом состоянии себя или ребенка, то следующий шаг — это поиск информации о получении психологической помощи посредством Интернет — ресурсов, детского телефона доверия, медицинских, социальных, образовательных учреждений, обращение к ближайшему окружению. Получение квалифицированной психологической помощи — это необходимый шаг, так как симптомы ПТСР уже свидетельствуют о формировании психоэмоциональной травмы у пострадавшего при ЧС.
После получения информации и сбора необходимого пакета документов для обращения за помощью специалисты вместе с обратившимся проясняют актуальную жизненную ситуацию и существующие проблемы, определяют цели, задачи и методы помощи, проводят с ним работу по комплексной социально — психологической реабилитации.