Недостойное обращение с детьми. Физическое насилие

Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему причиняют телесные повреждения или не предотвращают возможности его причинения.

Формы проявления:

  • избиение;
  • укусы;
  • нанесение преднамеренных ожогов, переломов, травм;
  • вырывание волос;
  • фиксация в неудобной позе;
  • изоляция;
  • обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию, т.е. предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос.

Физические признаки насилия:

  • необъяснимо возникшие кровоподтеки;
  • шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
  • следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной  петли);
  • след от руки, следы от укуса на коже;
  • на голове участки кожи без волос;
  • ожоги горячим предметом (от зажигалки, утюга, папирос);
  • ожоги по форме варежки, носка;
  • внутренние повреждения (разрыв печени в результате удара   в живот);
  • кровоизлияния в мозг, кровоизлияния в глаза у младенцев;
  • переломы костей, вывихи, раны;
  • травмы грудной и брюшной полости;
  • следы  ран на теле разной давности.

Поведение родителя, на основании которого  можно  предполагать наличие физического насилия:

  • в этой семье детей/конкретно этого ребенка ранее подвергали физическому насилию;
  • родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежением;
  • родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары);
  • в случае физической травмы ребенка не обращается к врачу;
  • слышали, как родитель угрожал ребенку физической расправой или как он вспоминал насильственные действия («будешь битым, как тогда…»);
  • описание происшествия не совпадает с особенностями травмы у ребенка;
  • родитель не может объяснить, как травма возникла, изъясняется противоречиво.

Ребенок подвергается насилию, если: 

  • сам напрямую говорит об этом;
  • совершает попытку самоубийства;
  • пытается нанести себе вред;
  • жалуется на постоянные боли без видимых причин;
  • поведение агрессивно и деструктивно;
  • не реагирует на боль;
  • замкнут, не проявляет эмоций;
  • часто ходит в туалет;
  • стеклянный взгляд;
  • бледен;
  • несчастен;
  • боится остаться один;
  • не доверяет никому;
  • боится родителей;
  • боится контактов со старшими;
  • пугается, когда плачет другой ребенок;
  • часто мечтает;
  • отвечает на вопросы одним словом;
  • не сходится с ровесниками;
  • чувствует себя виноватым.