Психологическая травма

Психологическая травма определяется как «необычное событие», способное вызвать психологический стресс и сопровождающееся чувствами страха, ужаса, беспомощности. Ребенок или взрослый может получить травму при утрате, потере, смерти близкого человека.

Событие считается травмой, если:

  • Контроль над ситуацией невозможен
  • В той или иной (скрытой или явной) форме присутствует конфронтация (столкновение) со смертью
  • Произошло внезапно
  • Отсутствует опыт переживания чего-либо подобного
  • Длится достаточно долго или повторяется часто, чтобы испытать чувства ужаса, беспомощности, отчаяния

Стадии переживания утраты

Модель Э. Кюблер-Росс:

  • Стадия шока и отрицания
  • Стадия гнева и обиды
  • Стадия вины и навязчивостей (торг)
  • Стадия страдания и депрессии
  • Стадия принятия и реорганизации

I. Стадия шока и отрицания

  • Известие о смерти близкого человека  — оглушает, вызывает шок
  • В состоянии шока человек теряет связь с реальностью
  • Чувства исчезают и приходит «равнодушие» – это адаптивная функция от непереносимой душевной боли
  • Речь замедляется, мимика застывает
  • Нереальность происходящего,  ожидание встречи с умершим

В среднем длится от 9 до 12 дней.

У детей:

  • Дискомфорт
  • Отрицание утраты, необратимости и ее значимости
  • Страх

II. Стадия гнева и обиды

  • Наступает факт признания утраты
  • Возникновение массы вопросов «почему»,  они направлены на тех, кто не «все» сделал, чтобы этого не произошло
  • Появление обиды и гнева, обвинений и злости

Длится до 7 недель.

У детей:

  • Гнев на покинувшего родителя, весь мир, бога
  • Гнев как вина, горевание

III. Стадия вины и навязчивости

  • Горюющий терзает себя многочисленными «если бы»
  • Работа горя начала свою деятельность  — принятие утраты, идет борьба с отрицанием случившегося
  • Неадекватное понимание ситуации, мучают угрызения совести
  • Чувство вины
  • Идеализация умершего

Длится примерно до полугода.

У детей:

  • Сделка
  • «Я буду что-то делать и мама (папа…..) вернется»

IV. Стадия страдания и депрессии

  • Сильные душевные боли  волнообразного характера
  • Страдание сопровождается плачем
  • Процесс переживания  почти всегда несет элементы депрессии
  • Страдание как свидетельство любви и преданности умершему

Длится до 1 года.

У детей:

  • Ночные кошмары
  • Еда (анорексия, булимия)
  • Вес ребенка

V. Стадия принятия и реорганизации

  • Эмоциональное принятие потери
  • Восстановление интереса к жизни, реорганизация жизненных планов
  • Печаль – сменяет светлая грусть, в душе остается благодарность , что Ты был со мной

Длительность до 2 лет.

У детей:

  • Ориентация на потребности
  • Восстановление
  • Светлая печать

Симптомы психотравмы у детей и подростков

  1. Истерики 
  2. Цепляние за родителей и / или лиц, осуществляющих уход
  3. Разыгрывание частей травмирующего события во время игры
  4. Возвращение к сосанию пальца или ночному недержанию мочи
  5. Ночные кошмары и проблемы со сном
  6. Булимия/анорексия
  7. Развитие необычных страхов
  8. Проблемы в школе
  9. Потеря интереса к ранее доставлявшим удовольствие занятиям
  10. Употребление запрещенных наркотиков или алкоголя, ранние половые связи

Основные направления работы психолога с детьми

  1. Нормализация повседневной жизни
    Стабилизация
    Формирование поддерживающего окружения
    Говорим правду
    Включаем в процесс похорон (с 4-х лет)

   2. Отработка травматического опыта и помощь в преодолении когнитивных и эмоциональных искажений и обусловленных ими поведенческих нарушений

Психологические симптомы у взрослых

Ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими. Утрата теплоты в отношениях с другими. 
Уход от всех контактов с близкими и друзьями. 
Их поведение может казаться странным – как они могут улыбаться, разговаривать, и др.
Поглощенность образом умершего. 
Чувство вины (я не все сделал для умершего, что мог, я был невнимателен к нему при жизни). 
Тенденция разговаривать с раздражением и злостью. 
Утрата моделей поведения. 
Неспособность начинать и поддерживать  организационную деятельность. Нежелание чем – либо заниматься.
Отсутствие интереса к любимым занятиям.