Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему причиняют телесные повреждения или не предотвращают возможности его причинения.
Формы проявления:
- избиение;
- укусы;
- нанесение преднамеренных ожогов, переломов, травм;
- вырывание волос;
- фиксация в неудобной позе;
- изоляция;
- обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и развитию, т.е. предъявление требований, которые ребенок еще не способен выполнить, либо которые перерос.
Физические признаки насилия:
- необъяснимо возникшие кровоподтеки;
- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли);
- след от руки, следы от укуса на коже;
- на голове участки кожи без волос;
- ожоги горячим предметом (от зажигалки, утюга, папирос);
- ожоги по форме варежки, носка;
- внутренние повреждения (разрыв печени в результате удара в живот);
- кровоизлияния в мозг, кровоизлияния в глаза у младенцев;
- переломы костей, вывихи, раны;
- травмы грудной и брюшной полости;
- следы ран на теле разной давности.
Поведение родителя, на основании которого можно предполагать наличие физического насилия:
- в этой семье детей/конкретно этого ребенка ранее подвергали физическому насилию;
- родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежением;
- родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары);
- в случае физической травмы ребенка не обращается к врачу;
- слышали, как родитель угрожал ребенку физической расправой или как он вспоминал насильственные действия («будешь битым, как тогда…»);
- описание происшествия не совпадает с особенностями травмы у ребенка;
- родитель не может объяснить, как травма возникла, изъясняется противоречиво.
Ребенок подвергается насилию, если:
- сам напрямую говорит об этом;
- совершает попытку самоубийства;
- пытается нанести себе вред;
- жалуется на постоянные боли без видимых причин;
- поведение агрессивно и деструктивно;
- не реагирует на боль;
- замкнут, не проявляет эмоций;
- часто ходит в туалет;
- стеклянный взгляд;
- бледен;
- несчастен;
- боится остаться один;
- не доверяет никому;
- боится родителей;
- боится контактов со старшими;
- пугается, когда плачет другой ребенок;
- часто мечтает;
- отвечает на вопросы одним словом;
- не сходится с ровесниками;
- чувствует себя виноватым.